- МЕЛОДИКА СТИХА
МЕЛО́ДИКА СТИХА́ (от греч. melōdikós мелодический, песенный), система повышений и понижений голоса, используемых при организации стихотворной речи.
В редких случаях М. с. бывает канонизирована и образует основу системы стихосложения; китайское стихосложение основано на заданном соответствии между «ровным» и восходящими или нисходящими слоговыми ударениями в смежных стихах. Чаще М. с. бывает свободна и играет в стихе вспомогательную роль; так, в сербохорватском или древнегреческом стихе используются восходящие и нисходящие словесные ударения, а в большинстве стихосложений мира (в т. ч. в русском) восходящие (в середине строки, подобно середине предложения) и нисходящие (в конце строки) фразовые интонации. Полная реализация М. с. осуществляется лишь при декламации; основа интонационного рисунка задается при этом текстом, но детали привносятся декламатором.
В русском стихе под М. с. обычно разумеются два рода явлений, которые можно назвать микромелодикой и макромелодикой. При членении стихотворного периода (строка, двустишия, четверостишия) в середине его голос обычно повышается, в конце понижается; внутри строки на слабоударных стопах голос повышается, на сильноударных понижается; совпадения и несовпадения этой интонационной сетки ритма с интонационным движением синтаксиса в стихе дают сложный мелодический рисунок стихотворной речи.
При построении стихотворного текста (стихотворения, отрывка поэмы) в нем могут по-разному распределяться предложения вопросительные, восклицательные (с восходящей интонацией) и повествовательные (с нисходящей интонацией), причем их интонационное строение может и подчеркиваться, и приглушаться посредством периодического синтаксиса (см. Период), параллелизмов, антитез, повторов и т. п. Эти приемы складываются в три основных типа интонирования стиха: декламативный (напр., в оде) см. Ораторский стих, напевный (напр., в романсной лирике) см. Напевный стих, говорной (напр., в басне) см. Говорной стих, и некоторые промежуточные (элегия между декламативным и напевным, послание между декламативным и говорным). По другой классификации, выделяются лишь два типа интонирования напевный (песенный и романсный) и говорной (ораторский и разговорный).
Как и другие явления интонационного строения стиха, М. с. область, еще недостаточно исследованная.
М. Л. Гаспаров.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.